Пилигрим - литературно-художественный журнал Содержаие номера

ЛЕС И САД
(притчи о садовнике)
Евгений Груздов

 

Искусственные камни в овраге

Жители местечка Сосновое Копьё рассказывают… Было это тогда, когда Мастер Садовник еще не был таким знаменитым. Один из новоявленных богатеев решил облагородить пространство вокруг своего недавно выстроенного в этом живописном месте дома. Все усложнялось сроком исполнения работы: богач ждал гостей, которых он пригласил на празднование своего юбилея. И большой дом загородом, и красивый ландшафт вокруг нужны были ему не для того чтобы жить, но для того, чтобы показать всем, где он может позволить себе жить.

Тогда Мастер Садовник понял: кому-то нужен сад-огород, чтобы выжить как животному, им помощь не нужна, инстинкт ведет их; кому-то нужен сад-газон, чтобы выжить в должности, сами они ничего не могут, кроме того, что должны, поэтому и должны платить. Но есть и такие, кому нужен сад-сад, чтобы жить по-человечески, те создают свой сад сами.

За работу принялись сразу, потому что здесь не нужно было думать, созидать, искать вдохновения, проникать в тайну места. Справедливости ради надо сказать, что лес, который занимал часть участка, сам по себе был красивым. Единственная настоящая сложность состояла в том, чтобы убрать мусор, который остался после Строителей1 . Вся земля была загажена искусственным камнем и камнем для ног, а также больна железом и пластмассой. Встала проблема – куда девать мусор? Дом стоял на высоком берегу реки, иссеченном глубокими оврагами, и только исполинские сосны своими корнями сдерживали разрушение. Забор, огораживающий участок, как раз и проходил по краю берега и оврага. Хозяин приказал сбрасывать весь мусор в овраг. Помощники Мастера Садовника, не спросив его согласия, подчинились владельцу участка и стали сбрасывать мусор в живописный овраг. Вся команда работала с раннего утра до позднего вечера, без отдыха. Они свезли столько камней в овраг, что можно было построить еще один дом. Настал день расплаты. Мастер Садовник взял ровно столько, чтобы заплатить за работу своим помощникам, за свою работу он денег не взял. Богатый хозяин остался доволен. Но Мастер Садовник поставил ему условие: тот никогда не скажет, что это он обустраивал пространство вокруг его дома. Хозяин, обрадованный нечаянной экономией, легко пообещал ему это.

Прошли годы, богатый хозяин еще больше разбогател и собирался стать еще большим хозяином – управителем большой Земли. Желая стяжать любовь народа, он хвастался знакомствами с разными уже полюбившимися народу людьми и однажды он проговорился о том, что ландшафт вокруг его дома был сделан самим Мастером Садовником. Через неделю в это местечко – Сосновое Копьё – в овраг у дома богатея приехала команда Мастера Садовника и очистила его от всех тех камней, что когда-то были свалены туда, и которые не захотела или не смогла принять земля. Жители Соснового Копья хвастаются, мол, крепкий орешек представляют они собой, что даже такой мастер не смог за раз навести порядок. А еще они говорят: не вырастить сад, лишь посадив деревья; сделав один шаг, до дому не дойти.

 

Скульптура

Эту байку о Мастере Садовнике мне поведали в местечке Водяная Бочка. Она расположена в той же Земле Тихая Степь, что и Сосновое Копье, где начинал свой путь Садовник.

Один когда-то знаменитый атлет после многих лет отсутствия вернулся на родину. Дом, который он поставил еще молодым, пребывал в запустении. Ему не хотелось строить новый дом или основательно переделывать старый. Возвращаясь домой, он же к чему-то возвращался. И тогда он попросил Мастера Садовника что-нибудь сделать с пространством вокруг дома, но так, чтобы главное осталось, а денег ссудил на это дело не так уж и много. Но почему-то Мастеру Садовнику понравилось желание старого атлета сохранить то, о чем он и сам не ведал. К слову сказать, Земля Тихая Степь расположена почти в центре континента, её удел – резко континентальный климат с жарким летом и холодной зимой. Но так случилось, что в запустевшем саду старого атлета росли деревья, скорее, южные и растущие у моря, там, где когда-то в древности началась цивилизация этой планеты. Росла там Светлая Хвоя и Малый Кипарис. А еще росла там Белая Дикая Роза среди дорожек, что были выложены белыми мраморными плитами. И тогда Мастер Садовник вспомнил о давно ушедшем времени, когда впервые на берегу далекого моря поднялись белокаменные города, о том, как люди сами разрушили их, и о том, как природа сохранила, приняла их так, как смогла.

Мастер Садовник уже знал, что Истинный Сад может быть только один и он уже посажен Всевышним Садовником, и всё, что бы ни делал человек, будет только тенью того сада, его фрагмент – Ландшафт. Знал и то, что Всевышний Садовник заповедал человеку преображать этот Лес в Сад. Но открылась Мастеру Садовнику истина, что не только искусность Сада, привнесенная в естество Леса, рождает ландшафт – высшее проявление, возможное по эту сторону произрастания, но и естество Леса, сгладившее чрезмерную искусственность рукотворного каменного Леса, рождает ландшафт. Так Мастеру Садовнику вдали от уснувшей колыбели цивилизации открылась красота Руин, также рожденная единством и борьбой Леса и Сада, естества и искусства.

Как только Мастер Садовник понял это, он взялся за дело. Он не выкорчевал ни одно дерево, но тщательно расположил плиты и рассадил цветы так, будто слой земли покрыл собой арену, на которой давным-давно древнейшие атлеты выступали на потеху тех, кто властвует, и тех, кем властвуют. А еще Мастер Садовник потратил все ссуженные деньги на покупку статуи женщины, которую выполнил лучший мастер оригинально, но в тоже время в стилизованной под древность манере. Когда хозяин участка приехал принимать работу, то, что он увидел, понравилось ему, ведь там было все то, что уже там было, но было там и еще что-то. Когда он узнал, что все деньги пошли на покупку скульптуры, он захотел увидеть её, искал её глазами и наконец, в самом таинственном уголке заметил выступающую из земли руку. Тогда он спросил, стоило ли тратить все деньги на целую скульптуру, если нужна была только рука, а если уж потрачены все деньги на целую скульптуру, зачем смотреть на её меньшую часть. На что Мастер Садовник ответил: часть не может заменить целое, но и мы живем в Лесу, а не в райском Саду, и все-таки этот Лес – больше Сад, чем любой из тех, что мы можем создать, да и что мы можем без него создать.

Так, Мастер Садовник, потратив все деньги на статую, и на этот раз остался без вознаграждения.

И действительно, эта часть ландшафта была самой излюбленной гостями и хозяевами. Но старому атлету не давала покоя зарытая статуя. Прошло несколько лет, и он выкопал её. Статуя была прекрасна. Сначала он пытался поставить её в разных местах, но не было ей места в этом саду, потом он пытался снова зарыть её, но и из этого ничего не вышло. И тогда он снова пригласил Мастера Садовника, заплатил ему много больше, чтобы тот снова зарыл статую.

До сих пор жители Водяной Бочки сохраняют участок старого атлета, возделанный когда-то Мастером Садовником, показывают белую девичью руку, выступающую из земли, усыпанной лепестками белого шиповника. Когда же я спросил, не боятся ли они, что кто-нибудь выроет и украдет статую, они ответили: кто и где сможет снова её так закопать, чтобы любоваться ею, а здесь это можно делать столько, сколько захочешь.

 

Ковыль

Эту историю рассказали жители местечка Старое Русло, которое расположено все в той же Земле Тихая Степь. Старица большой реки, давно сменившей русло и далеко ушедшей от этих мест, окружена широкой ковыльной степью. Теперь только вековые ивы полощут свои ветки в застывшей воде реки, убежавшей куда-то. Но зато вся округа переливается, как будто море, под напором теплого степного ветра. Однажды через эти края ехал один иностранец, и таким удивительным показался ему простор, увиденный им, что он загадал себе: если дело, приведшее его в этот край, закончится как нужно, он обязательно приедет сюда и будет здесь жить. Прошло время, и поселяне узнали, что большая часть их земли кем-то выкуплена. А потом началось строительство усадьбы по проекту, купленному этим иностранцем у какого-то знаменитого архитектора. Стало быть дела у иностранца шли хорошо. И вот новый житель Старого Русла приехал в свой новый дом. Все было замечательно в новом доме, но чего-то главного не хватало. И тогда пригласил иностранец Мастера Садовника, рассказал ему свою историю, дал ему много денег и разрешил делать то, что мастер сочтет нужным, а сам уехал по делам. Прошло немало времени, вернулся иностранец и не увидел высокого забора вокруг своей усадьбы, что значился в проекте, и был, конечно же, возведен строителями. А все остальное осталось, как и раньше. Но теперь все встало на свои места, и в душу иностранца вошел мир. Стоял он и смотрел вдаль, пока не увидел местных жителей, спокойно идущих по своей – по его земле, забор теперь и им не мешал. Узнав о возвращении хозяина, приехал и Мастер Садовник. Иностранец удивился, как же он не смог понять, что дело всего лишь в заборе. И тогда Мастер Садовник объяснил чужестранцу, что ковыль не подзаборная трава, растет только на свободном ветру. Но иностранец не успокоился и спросил, как быть с поселянами, что ходят по его не огороженному участку степи. На что мастер ответил, что, если влезть в клетку к соловью, он все равно петь не будет, но и на свободе, чтобы услышать песню соловья, нужно и воробьям давать чирикать. И тогда пошел иностранец знакомиться со своими соседями и много хорошего делал для них. Собственно эту историю мне поведал один из потомков того самого иностранца, коренной житель Старого Русла.

 

Тропинки

Однажды Мастера Садовника пригласили обустроить военную базу. Теперь, когда военные перебрались в космос и под страхом внешней агрессии все Земли и Страны планеты объединились, эта военная база – «Лисья нора» – чуть ли не единственная, оставшаяся в первозданном виде на всей планете. И все благодаря стараниям Мастера Садовника. Вероятно, все военные на всех планетах одинаковы, поэтому-то они любят единообразие во всем. Однако случай свел Мастера Садовника с высокопоставленным воякой, его жена заказывала обустройство парка в их гарнизонном городке, но то были дела гражданские. Когда же вояку перевели в глухомань, в тайгу на вновь созданную военную базу, он, памятуя о парке, решил отказаться от военного единообразия и пригласил Мастера Садовника. Задача усложнялась тем, что база была секретной, иначе стоило ли её располагать в глуши, и в тоже время многим людям предстояло там жить. Когда Мастер Садовник приехал на место, он увидел дикую первозданную природу, где даже строители и служащие еще ничего по-настоящему не успели загадить. Когда выяснилось, что подъездная дорога не предполагается, и все грузы будут доставляться по воздуху, Мастер Садовник изучил состав почвы, побродил по лесу и тогда пересмотрел план, утвержденный военными и предложил свой вариант. Он прошел по лесу и собственноручно расставил вешки. Военным осталось только ходить от одной точки к другой, утаптывая землю. Сначала жилая часть гарнизона покрылась удобной сетью тропинок, правда теперь солдатам вместо покраски бордюров приходилось каждый день бегать по будущим тропинкам. Сеть тропинок все дальше и дальше уходила в лес, всякий раз вскрывая самые живописные уголки. Но замысел Мастера Садовника был не так прост. Постепенно все тропинки превратились в своеобразный лабиринт: какие-то тропинки протаптывались тщательнее других и затем чаще подновлялись, другие, наоборот, были чуть заметны. Но в итоге получилось так, что тот, кто приходил со стороны в этот лес, так и оставшийся первозданным, и пытался воспользоваться сетью тропинок, всегда выходил из лесу так и не попав на базу. Хотя выйти из леса-лабиринта можно всегда. И сейчас туда можно добраться только по воздуху. Теперь это популярная база отдыха, с которой военные получают доход. Теперь единственная служба солдат на этой базе состоит в том, чтобы каждый день бегать по лесу, поддерживая тропинки. Любой впервые прибывший турист может попытаться, выступив из базы, дойти до края леса, получить там специальный талон, на котором будет указанно время, а затем попытаться вернуться назад. Диаметр лесного массива около 50 км, то есть нужно попасть из центра на край и дойти обратно. У подростка, установившего зафиксированный рекорд, ушло на это 18 часов, он всего три раза вышел из леса. Не стоит и говорить, что по правилам игры нельзя сходить с тропинок, пользоваться компасом. Военные, чтобы проконтролировать это, используют свой спутник.

 

Птицы

Жители одного большого северного острова рассказывают о Мастере Садовнике следующую историю. Один богатый горожанин выкупил в центре города большой участок земли, снес кой-какие постройки и пригласил Мастера Садовника в гости. Тот принял приглашение, заранее предполагая, что все закончится работой на заказ. Он жил некоторое время у гостеприимного хозяина, наблюдая за ним. Наконец тот решился спросить мастера, не согласиться ли он сделать что-нибудь с пространством вокруг его дома. Мастер Садовник поставил условие, что никто не будет влезать в работу, пока она не закончится, но и после этого должен пройти еще год, и только тогда мастер вернется за оплатой. Хозяин дал согласие, а садовник отправился в библиотеку, перезнакомился со всеми лесничими и натуралистами округи и только через месяц принялся за работу. Сказать, что то, что получилось, радовало глаз, не скажешь, но и безобразным оно тоже не было. Через год Мастер Садовник вернулся, и снова он был принят как почетный гость. Но хозяин все как-то не решался заговорить об оплате, не потому, что ему было жалко, он не мог понять, что же все-таки сделал мастер. В конце концов Мастер Садовник предложил хозяину угадать самое любимое его место в саду и именно там поговорить об оплате. Тогда хозяин предложил встретиться на крыльце и пойти к этому месту. Но Мастер снова повел его в дом, они поднялись на самый верхний этаж, где было две двери – одна в хозяйскую спальню, другая в кабинет. Мастер какое-то время постоял, выбирая дверь, и вошел в кабинет. Предложил хозяину расположиться по-хозяйски и начать разговор. Но заказчик не спешил говорить, как раз в это время за окном пела птица. Потом он все-таки спросил, почему мастер привел его в кабинет, ведь было видно, что садовник не знает что выбрать – кабинет или спальню, и вообще, почему кабинет или спальня могут быть любимыми местами в саду. «Именно потому, – сказал Мастер Садовник, – что все время, пока я наблюдал за Вами год назад, Вы не разу не выказали внимания к тому, что и как растет, но всегда чутко реагировали на звуки. Поэтому я и постарался расположить растения так, чтобы они стали домом для разных птиц. Только одних птиц можно слушать утром, и это лучше делать в спальне, а других днем – для этих птиц все условия были созданы в той части парка, на которую выходят окна кабинета. Ну а сейчас уже день». И птицы за окном снова запели.

 

Нефтяной пруд

Однажды Мастера Садовника пригласила к сотрудничеству одна энергетическая корпорация. Это было время заката их могущества, новые источники энергии еще не появились, а созданные когда-то биосферой подошли к своему концу. Планета была искорежена и отравлена добытчиками топлива. Но за время своего господства они собрали значительный капитал. Огромный дворец-офис, выстроенный корпорацией, нуждался в ландшафтном оформлении.

Мастер Садовник согласился работать, но, как всегда, поставил условие, что он ни перед кем не будет отчитываться ни во время работы, ни по завершении проекта. Заказчик согласился, высказав свое пожелание, чтобы был живописный пруд и сад камней. Когда заказчик увидел готовую работу, то вместо пруда с чистой водой было мертвое нефтяное пятно, а вместо камней – застывший бесформенный бетон, который-то и заказывать не пришлось – все было здесь в почве. Однако постепенно жуткий неисправимый промышленный ландшафт переходил в ландшафт живой, заканчиваясь живописными участками. По правде сказать, и мертвый участок не был лишен своей красоты, но зато живой становился на контрасте еще краше. Скандал прикрыть не удалось, потому как на открытие была приглашена пресса. Все усугубилось пожаром, объяснить который так и не смогли ни следствие, ни свидетели. Удивительно было то, что никто не погиб, ничто не пострадало; нефть, разлитая тонким слоем на плите из черного гранита, сгорела быстро, огонь не смог пройти через полосу отчуждения. Но самым удивительным было то, что генеральный директор корпорации приказал восстановить ландшафт Мастера Садовника. С тех пор он так и остается памятником эпохе жестокого освоения природных богатств. А еще рассказывают, что после этого генеральный директор корпорации пригласил Мастера Садовника на беседу. Он сказал мастеру, что принял решение потратить значительную часть богатства на восстановление природы. И тогда Мастер Садовник предложил не тратить их непосредственно на очистку того или другого участка земли, но вложить их в создание научно-исследовательской лаборатории по проблеме регенерации живой природы. Так появился институт, благодаря достижениям которого процесс восстановления первозданных ландшафтов на планете Друидов начался уже тогда, когда еще добывали последние остатки биологического топлива.

 

Старый забор

Представитель древнего аристократического рода поддался веяниям времени и решил как-нибудь модернизировать огромный многовековой парк вокруг родового замка. Он пригласил к разработке плана реконструкции сразу нескольких известных мастеров, в том числе Мастера Садовника и 217-го командора ордена Истинного Сада – 183-го Великого Садовника Острова-Сада. Когда-то давным-давно 63-й командор ордена Истинного Сада – 19-й Великий Садовник Острова-Сада, заложил этот великолепный ландшафт. Только поэтому 217/183-й Командор согласился поучаствовать в проекте. Чего только не было предложено аристократу: от полной вырубки старых вековых деревьев до постройки футуристического ландшафта. Мастер Садовник и 217/183-й Командор долго ходили по парковому пространству, заглянули в каждый глухой уголок, и каждый предложил свой проект. 217/183-й Командор ордена Истинного Сада предложил все оставить, как есть, а Мастер Садовник предложил полностью снести забор вокруг великолепного паркового ансамбля. Аристократа несколько смутило нежелание мэтров что-либо менять, и в тоже время он не мог не задуматься о том, насколько его желание что-то изменить законно. Хоть он и аристократ, но и он в этом мире не навсегда, его предки смогли сохранить памятник ландшафтного искусства, теперь настала его очередь. Тогда он спросил, зачем нужно сносить забор, ведь этот парк собственность его рода, который до сих пор хранил его? Ответил ему не Мастер Садовник, а сам 217/183-й Командор, он сказал: «Разве ваш род не часть чего-то большего, как вы всего лишь часть вашего рода. А за парк не переживайте, он уже вошел в такую силу, что никто не сможет осмелиться ему навредить. Скорее, наоборот, ему пойдет на пользу общение с человеком, да и Вы приобретете замечательных собеседников, а то скамьи в вашем парке покрылись уже вековой пылью, и не вздумайте приказать стереть эту пыль, для этого найдется достаточно достойных задов». После чего 217/183-й Командор обратился к Мастеру Садовнику и сказал ему, что он давно следит за его творчеством и что настала пора превратить творчество в служение, и предложил ему вступить в орден Истинного Сада, пройти обучение в лучшей школе садовников на Острове-Саде. С такой рекомендацией Мастер Садовник легко стал членом самого уважаемого на планете сообщества садовников. Об этой истории рассказывает мемориальная плита на центральной аллее старого парка, где на равных с именами трех Великих Садовников стоят имена двух представителей старого рода: того, кто принял решение разбить парк, и того, кто через много лет открыл парк для посетителей.

 

Могила Гамлета

Однажды Мастера Садовника пригласил человек, который сразу сказал ему, что ни в каких Всевышних Садовников он не верит и все эти Сады – Леса – все это чушь. Но если Мастер Садовник действительно что-то умеет, то он найдет способ разговорить тот ландшафт, что был создан вокруг его виллы. А ландшафт действительно был изрядный. Как выяснилось потом, этот человек купил его, а сам ландшафт был сделан известным мастером из ордена Истинного Сада.

Мастер Садовник посмотрел и, верно, характеристика, которую дал хозяин-атеист была точна. Сад был нем, но он не был садом безмолвия, когда молчание тоже сообщение, он просто не умел говорить. Кроме того, все осложнялось мировоззрением самого хозяина. И тогда Мастер Садовник заказал могильную плиту и поставил её в одном из уголков сада. На плите было выбито имя великого литературного героя – Гамлета2 – и годы его жизни. Смерть – это универсальная тайна.

Сначала хозяин-атеист возмутился, зачем превращать парк в кладбище. На это Мастер Садовник ответил, что любой сад и есть кладбище, здесь постоянно кто-то умирает и кто-то рождается: насекомые, растения, мысли.

Я вслед за смысловым переводчиком назвал этого героя Гамлетом (здесь переводчик попал в точку). Интересен тот факт, что реальной могилы этого человека нет. С тех пор как Мастер Садовник поставил ему скромный монумент в саду хозяина— атеиста, многие приходят поклониться памяти этого человека в тот самый парк, хотя историки доказывают, что он никак не мог оказаться в этих краях. Пусть себе спорят, факт остается фактом, я сам видел этот мемориал.

 

Три проекта

Неожиданно разбогатевший человек пригласил Мастера Садовника выполнить работу по созданию парка вокруг его дома. Заказ был очень выгодным, да и просто было с чем поработать. Заказчик, будучи уже наслышан о причудах Мастера Садовника, предупредил, что он не будет контролировать каждый его шаг, но проект будет утверждать сам и Мастер Садовник должен предоставить несколько проектов, если не хочет, чтобы эту работу выполнил кто-то другой . Право выбора – неотъемлемое право заказчика.

Прошло несколько дней, и Мастер Садовник принес листы с различными проектами и спросил хозяина, для кого тот делает сад. Хозяин его не понял. Тогда Мастер Садовник уточнил вопрос: кто будет любоваться садом – Вы, Ваши дети или Ваши далекие потомки? Богатство – это шелест листьев на ветру фортуны, сегодня одно дерево стонет под натиском ветра, завтра другое. Хозяин не показал своей обиды, но предложил перейти к рассмотрению проектов. Было сделано три проекта по два листа, на одном листе внешний вид сада, на другом – план рассадки материала. Но листов было только четыре. План рассадки был один и тот же, а вот вид парка через год, через четверть века и через сотню лет был нарисован по-разному.

Так Мастер Садовник предоставил заказчику выбор. До сих пор в фойе дома висят четыре тщательно выполненных карандашом листа, где любой может увидеть, каким был этот парк в прошлом, висит там и множество фотографий, которые делал заносчивый хозяин каждый год. Правда, как рассказывают экскурсоводы, ему только на 17-й год удалось найти ту точку, с которой предположительно мог бы рисовать Мастер Садовник. Для того, чтобы устроить там смотровую площадку, пришлось выстроить башню высотой в 7 этажей, на это ушло еще несколько лет. Позже кто-то заметил, что на плане рассадки в том самом месте есть небрежно нарисованный четырехугольник, смельчаки-фантазеры утверждают, что Мастер Садовник предсказал даже строительство башни. Мне кажется это лишним.

 

Пятнадцатый камень в Саду Безмолвия

После того, как Мастер Садовник прошел обучение под руководством лучших мастеров Острова-Сада, 217/183-й Командор отправил его в путешествие на Восток4 , где он должен был познакомиться с традицией Безмолвных садов Востока, а по возвращении создать свой, подобный сад на маленьком островке возле Острова-Сада.

Безмолвный сад подобен земному Саду Камней. В нем чаще всего не находится место растениям, и животные в нем также случайные гости. Способность человека молчать, или, точнее, сделать молчание хотя бы на какое-то время своей сутью, делает человека подобным миру неживой природы. Тогда человек может учиться у песка, у камней.

По приезду на Восток Мастер Садовник остановился в древнем культурном центре края, где с давних времен процветало искусство создания таких садов. Изо дня в день он стал приходить в доступные для публики места и смотреть, смотреть. Но что-то главное ускользало от его понимания. Как-то раз к нему подошел старый человек и спросил, зачем он изо дня в день приходит в эти шумные места, что он пытается разглядеть среди толпы туристов. Мастер Садовник как смог объяснил свою задачу старому человеку. И тогда старик предложил ему свою помощь, они договорились встретиться рано утром на том же самом месте. Мастер Садовник пришел рано утром, когда еще не было ни одного посетителя. Сад Безмолвия молчал. Мастер Садовник какое-то недолгое время посидел в одном месте, потом перешел на другое, следующее, потом, наконец, нашел ту самую точку в пространстве, которую ему уже не захотелось менять и погрузился в свои мысли. Из состояния отрешенности его вывела веселая семья, пришедшая посмотреть на достопримечательность. И только тогда он увидел, что недалеко от него сидит его знакомый старик. Мастер Садовник подошел, чтобы извиниться за то, что он не заметил, когда тот подошел. Но старик сказал, что его молодой знакомый не мог заметить его приход, так как он пришел на встречу раньше, и рассказал ему о том, как Мастер Садовник перемещался по саду, пока не нашел точку покоя. А потом старик повел Мастера Садовника в горы. Рожденный в степи, он был просто ошарашен красотой гор. Дни и ночи они проводили в безмолвии. Однажды Мастер Садовник спросил старика, почему там в саду он почувствовал себя одиноким, но не тяготился этим, а здесь в горах, при всей красоте, он не испытывает радости от чувства одиночества. «Человек не может быть камнем, но может быть лишь подобен камню, – ответил ему старик, – здесь мы пребываем в Лесу камней, а там мы были в Саду. Здесь мы молчим, а там мы общались безмолвствуя». После этого они спустились с гор, и старик повел его во дворцы вельмож, где можно было посмотреть лучшие Сады и где не было докучливых посетителей. Настало время возвращаться, а значит, прощаться. Старик попросил, чтобы Мастер Садовник пришел к нему проститься. Собирая свои вещи, Мастер Садовник понял, что он не знает, где живет старик. Рано утром он пришел в тот самый сад, где они впервые встретились, старик сидел чуть в стороне. И тогда старик рассказал ему свою историю: «Когда-то давно я выучился на садовника. По заказу муниципалитета я сделал первый свой сад – этот самый сад, в нем 14 камней, пятнадцатый камень – я сам, но его никто не видит. Больше я не сделал ни одного сада, я навсегда остался здесь в качестве городского сумасшедшего. А иначе сад не выглядел завершенным. Лишь однажды я смог увидеть свое творение со стороны, в то утро когда Вы не заметили меня и поэтому ждали. В те минуты Вы стали 15-м камнем моего сада, а я освободился. Когда-то давно этот сад посетил удивительный садовник с Запада, потом через много лет он стал Великим Садовником Острова-Сада и прислал мне приглашение сделать Сад Безмолвия там на острове, но тогда я не мог оставить свой сад. Теперь, благодаря тебе, я могу выполнить просьбу моего старого друга. Не сопроводишь ли ты меня в этом путешествии?»

 

Гномы – лесовики

Однажды, выполняя очередной заказ, Мастеру Садовнику привезли партию садовых статуэток небольших сказочных существ – лесных садовников, что-то вроде наших гномов. По местным поверьям они охраняют Лес как Истинный Сад от искажения его образа человеком. Особенно они любят те леса, где произрастает Странница3 . В общем-то это весьма враждебные человеку существа, конкуренты.

Выполненные в кичливой манере, эти фигурки никак не вписывались в первоначальный замысел Садовника.

Нужно было как-то задействовать их. Тогда Мастер Садовник выбрал самого симпатичного из них, подобного мультипликационному герою, и, наоборот, самого страшного, который, быть может, единственный походил на лесовика из мифов и сказок. Весь ландшафт был выстроен на контрасте уголка реального дикого леса и пасторального – как будто с поздравительных открыток – искусственного участка. Один гном был спрятан в лесу, да так, что сразу его не обнаружишь, а когда обнаружишь – обязательно испугаешься. Другой стоял на открытом пространстве среди цветов, рассаженных надуманно прекрасно. От одного участка к другому вела тропинка, усыпанная осколками битых скульптурок (для этого их пришлось еще заказать). После уже никто никогда не предлагал Мастеру Садовнику использовать в ландшафте гномиков.

 

Фотография

Одна журналистка, писавшая статью о Мастере Садовнике, спросила у него совета, какие объекты лучше сфотографировать для журнала. Ответ был: «Никакие!» Журналистка переспросила, не означает ли это запрет на фотографирование. Оказалось, что совсем нет, но фотография ли, нарисованный ли пейзаж, все это, по мнению Мастера, имеет мало отношения к тому, что запечатлевается. Настоящий художник, чем бы он ни занимался – делает ли ландшафт, фотографирует ли – выражает себя. Нет смысла выдавать самовыражение одного человека за самовыражение другого, но материалом для фотографа может стать любой ландшафт. Поэтому Мастер Садовник предложил пригласить хорошего фотохудожника, и он сам как автор выберет то, что посчитает нужным. Имея в виду такое отношение Мастера Садовника к возможным иллюстрациям, редакция заказала фотосерии сразу трем известным фотографам.

Через какое-то время журналистка, решив окончательно перестраховаться, принесла ему отснятый материал. Большинство фотографий не вызвало у Садовника никаких эмоций. Но две он отобрал и даже попросил их подарить. Оба снимка принадлежали одному фотографу. Про один Мастер Садовник сказал, что он такого еще сделать не может и эта фотография будет служить ему ориентиром. А другая фотография была сюжетной; потом она облетела весь мир и стала классикой. На ней были запечатлены мать и сын. Женщина шла, вся как бы одухотворенная, её взгляд был устремлен вдаль, и она не замечала плачущего ребенка. Просто фотограф взял ракурс снизу, так, как мог бы видеть сад ребенок, и к ужасу Мастера Садовника он не увидел в своем творении ничего прекрасного. Поэтому ребенок, по сути, оставшийся без матери, не мог не испугаться и не заплакать. Так мастер фотографии преподнес Мастеру Садовнику урок того, как много точек зрения необходимо учитывать.

 

Зимний Сад

Людская молва не оставляет Мастера Садовника и после смерти. В одной южной стране рассказывают, что в тот день, когда Мастер Садовник умер, в их стране, в одном единственном месте – саду, который когда-то сделал Садовник, выпал снег. В тот единственный день этот сад был самым прекрасным, из того, что могло быть на земле, и, о чудо, ни одно растение не погибло от холода. Эти люди утверждают, что там встретили Всевышний Садовник и его Сын – хозяин Сада Истины – старого Мастера Садовника. Ведь то, что было сокрыто от других, было известно им: когда Мастер Садовник делал этот южный сад, он представлял его красоту в убранстве первого зимнего снега.

 

1 У касты Строителей распространен свой скорректированный образ Бога – Устроителя.

2 Здесь осуществлен смысловой перевод: персонаж, о котором идет речь, занимает в культуре друидцев то же место, что в культуре землян Гамлет. Только в отличии от Гамлета Шекспира он реальная историческая личность. Если буквально переводить его знаменитое высказывание, то будет что-то типа «Произрастать ли, увядать ли?».

3 О Страннице подробно рассказывается в полной версии повести.

4 Поскольку вращение планеты Друидов вокруг своей оси происходит в другую в отличии от Земли сторону, то их Восток, где восходит их солнце – звезда Гага-Нна, расположен по левую руку, если смотреть на Север, находясь в Северном полушарии.

 


Журнал издается Литературным объединением ОмГУ с 2001 года.

Разработка и поддержка сайта: студия LiveTyping