Пилигрим - литературно-художественный журнал Содержаие номера

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В ОМГУ: КРАТКИЙ АНАЛИЗ ЗА 30 ЛЕТ
Дмитрий Соснов

 

По-хорошему, разговор о литературной жизни Омского государственного университета следует начинать с 1 сентября 1974 года. Ведь именно тогда на торжественном митинге, посвящённом началу самого первого учебного года «новенького» вуза первокурсник исторического факультета (а ныне его преподаватель) Юрий Петрович Родионов прочёл свои стихи – «Дорогой ОмГУ, с днём рожденья!»

Далее следовало бы упомянуть о том, что произведения университетских авторов активно публиковались в стенгазетах, которые выпускались практически всеми факультетами в первые десять-пятнадцать лет существования вуза. Да вот беда – доступ к этим «первоисточникам» ныне довольно-таки затруднён. Что-то утрачено за давностью лет вовсе, что-то хранится в частных коллекциях выпускников «давно минувших дней».

Также стихи постоянно звучали на разного рода вечерах, «капустниках» и т. д. В качестве примера можно вспомнить о серии вечеров поэзии, которые проходили в 1992-1996 гг. в студклубе (аудитория №14 второго корпуса ОмГУ). Занимался их организацией и проведением преподаватель юридического факультета и замечательный бард Владимир Александрович Симонов.

13 апреля 1990 года произошло одно из важнейших событий в литературной истории ОмГУ – вышел первый номер многотиражной газеты «Омский университет». И в самом первом номере появилась рубрика «Капля поэзии», оформителем которой стал Евгений Груздов, тогда еще студент химического факультета. Первой «каплей» поэзии стали два стихотворения студентки филфака Елены Ефремовой – «Земле» и «История одной любви». Рубрика росла, меняла внешний вид, авторов. В разное время в ней публиковались стихи, художественные переводы, маленькие рассказы студентов ОмГУ; перечислить всех практически невозможно. Каждый год в «Капле поэзии» появлялось около десятка новых имен.

Какое-то время в «Омском университете» существовала поэтическая рубрика «У нас в гостях», в которой представлялись стихи студентов других вузов, например, заслуживает упоминания имя талантливой поэтессы из ОГМА – Ларисы Телятниковой, а позже – и Сергея Гудалова. Однако же принцип разделения поэтов на «своих» и «чужих» скоро был забыт, и поэты из той же самой медицинской академии, транспортного института соседствовали с университетскими на общей «Литературной страничке». Со временем «Литературная страничка» сменила наименование на более провоцирующее – «Литоргия».

«Литоргия» заслуживает отдельного и основательного повествования, которое явно не вмещается в рамки журнальной статьи. Поэтому, проведём, так сказать, краткую ретроспективу.

За двенадцать лет существования «Литоргии» в ней опубликовалось немалое количество авторов. Некоторые из них стали важными фигурами для университета.

Например, Борис Иванович Осипов, владеющий и любовной, и патриотической лирикой, и прозой, одно время был деканом филфака, да и сейчас остается одним из лучших преподавателей этого факультета. Кстати, в 1998 году вышла целая семейная книжка Осиповых – Бориса, Нины и Анатолия, оставшаяся, к сожалению, не замеченной большой критикой и литературой.

Говоря о филфаке, нельзя не вспомнить о других его известных в Омске выпускниках времен неофициальных стенгазетных изданий. Это Сергей Павлович Денисенко, который ныне является членом редколлегии газеты «Вечерний Омск», омской организации Союза журналистов России, Союза театральных деятелей и омской организации Союза российских писателей.

А также Марина Александровна Безденежных – ныне кандидат филологических наук, член Союза писателей России, автор множества поэтических книг, уже много лет возглавляющая молодежное литературное объединение при СП РФ, на заседаниях которого всегда присутствует большое количество студентов нашего вуза.

В этом перечне нельзя не упомянуть юриста Владимира Николаевич Скобелкина, заведующего кафедрой трудового права, автора книг стихов «Любовь и жизнь, тебе, Россия», «Сеголетки» и еще трех книг, ушедшего от нас в минувшем году; а также заведующего кафедрой общей физики, а позже и декана физфака – Климентия Николаевича Югая, совмещающего в себе «физика и лирика», чья книга стихов «Осенние холода» вышла в 2003 году и получила много положительных откликов.

Объем статьи не позволяет перечислить всех авторов, публиковавшихся на страницах «Литоргии»; мы надеемся, что этот юбилейный номер сможет дать читателю представление о многообразии поэтического творчества в нашем университете. В сентябре 2002 года «Литоргия» отпраздновала сотый юбилейный выход.

В год 25-летия ОмГУ благодаря усилиям редактора газеты «Омский университет» заслуженного работника культуры РФ Нины Александровны Козорез вышел сборник стихов «Факультет поэзии», объединивший в себе творчество двадцати шести наиболее ярких университетских поэтов, причём вышел достаточно большим по тем сложным временам тиражом – 600 экземпляров. Этому замечательному человеку должны отвесить низкий поклон не только все поэты университета, с которыми она работала и работает с полной отдачей, но и прозаики, которых она, несмотря на перегрузку газеты текущей информацией, периодически ставит в номер. Достаточно вспомнить, что некоторые произведения такого небезызвестного в мире омской фэнтези автора, как Елена Мурашова, выпускницы истфака 1987 г., увидели свет именно на страницах «Омского университета». Одни из первых публикаций получили также прозаики Дмитрий Соколов, Павел Шеварёв.

Многие авторы «Литоргии» публиковались и на литературной странице журнала «Вестник Омского университета», выходящего в ОмГУ с 1996 г. Кроме того, в журнале представили свои литературные опыты люди, связанные, казалось бы, исключительно с наукой, например, Н. А. Томилов и В. И. Вершинин.

В 1998 году произошло еще одно замечательное для омской литературы событие. ОАО «Росар» совместно с Союзом Российских Писателей учредил областную литературную премию имени Ф.М. Достоевского, поддерживающую молодых талантливых авторов.

За время существования премии ее лауреатами стали выпускники и студенты ОмГУ:

Степан Князев – окончил факультет культуры и искусств в 2000 г., в настоящий момент проживает в Бельгии, премия 1998 г. за книгу стихов «Притяжение неба»;

Сергей Крих – окончил исторический факультет в 2000 г., премия 2000 г. за книгу стихов «Хруст эпохи»;

Юлия Пророкова – учится на юридическом факультете, премия 2000 г. за книгу стихов «Дочь дождя»;

Ирина Горелова – выпускница экономического факультета 1999г., премия 2001 г. за книгу стихов «В поисках мастера»;

Михаил Симонов – выпускник исторического факультета 1995 года, премия 2002 г., за книгу стихов «Часы и окна»;

Мария Дмитриева – студентка филологического факультета, премия 2002 г. за рассказ «Эта музыка будет вечной», опубликованный в «Пилигриме» №3;

Полина Барбашова – окончила химический факультета, премия 2002 год за книгу стихов «Подпространство солнца»;

Елена Чач – студентка исторического факультета, премия 2003 г. за книгу стихов «Пёстрый ветер».

К настоящему моменту из выпускников и студентов ОмГУ членами Союза Писателей России стали Сергей Крих и Ирина Горелова, Союза Российских Писателей – Евгений Серебренников и Михаил Симонов.

Кстати, противостояние «взрослых» писательских организаций никогда особо не мешало общаться молодежи. Кому не нравилось «под крылом» одного союза, уходили в другой. Особенно ярко такие перемещения наблюдались в конце 90-х годов. В то время действовало лито при СПР, которое возглавляла известная омская поэтесса Т. Г. Четверикова, а позже – М. А. Безденежных. Параллельно работало лито при СРП, которое называлось «Другая земля» и которое строилось на более демократических основах (со всеми их достоинствами и недостатками) – а именно почти без кураторства старших товарищей.

Этого все равно казалось мало, поэтому постоянно предпринимались попытки создали литобъединение из университетских авторов. Первая такая попытка закончила свое существовании в 1993 году, вторая оказалась более удачной.

Никогда не забуду тот апрельский день, когда мы наконец-то собрались. Первым в мой служебный кабинет заглянул Дмитрий Румянцев, которого я немного знал по публикациям, предоставленным мне Е. Серебренниковым, первой фразой которого (после рукопожатия) была следующая: «Может быть, моё присутствие здесь неуместно?» Тогда я подошёл к нему и сказал: «Конечно, нет. Я тебя, да и всю вашу «Другую землю» жду с нетерпением». Потом вскоре подошли Женя Серебренников, Катя Сычёва, Вероника Шелленберг, и, насколько я помню, Степан Князев. Со стороны ОмГУ, кроме меня, присутствовали Юрий Трофимов, Кинес Кизиитов (сейчас редактор журналов «Патефон-сквер» и «Номер Люкс») и большее количество любителей поэтического слова. Прибыл также наш хороший друг – поэт Сергей Гудалов, тогда ещё студент ОГМА. Первое совместное чтение стихов состоялось в аудитории 101 четвертого корпуса ОмГУ. Встреча была, не побоюсь этого слова, радостная.

Вскоре, благодаря совместной идее, инициированной встречей, было создано межвузовское лито «Четырёхлистник» при ОмГУ. Надо сразу заметить, что если руководство омского отделения СРП с самого начала работы «Четырёхлистника» отнеслось к нему сочувственно, то местная организация СП РФ хранила по этому поводу холодное молчание.

В 1999 г. состоялся первый литературный фестиваль «Это – мы», организованный администрацией ЦАО, на котором «Четырёхлистник» сразу обратил на себя внимание как числом участников, так и качеством стихов. Это было, возможно, одно из лучших времён омской поэзии – творческая молодёжь постоянно общалась, ходила друг другу в гости, строила планы.

«Четырёхлистник» успел принять участие ещё в одном фестивале «Это – мы». Наверняка, он проработал бы и дольше, но в силу ряда объективных причин «Четырёхлистник» не смог выпустить задуманный сборник поэтов, а выпуск «Факультета поэзии» почему-то не стал «родным». К тому же начала сказываться нехватка аудиторий. С каждым разом найти свободную было всё труднее и труднее. Место встречи и время стали задаваться более неопределенно. В итоге, 28 декабря 1999 года было объявлено о роспуске «Четырёхлистника».

Что же было потом? С весны по осень 2000 года действовал «поэтический класс», занятия которого проходили в моём служебном кабинете в третьем корпусе ОмГУ. В «классе» занимались такие молодые авторы, как Владимир Ена, Мария Комелькова, Татьяна Яковенко, Анатолий Талапин, Александр Тютерев. Именно благодаря этим встречам в ОмГУ сохранился некий творческий костяк поэтов, которые впоследствии организовали новое Лито ОмГУ, объединявшее молодых университетских поэтов и прозаиков в течении почти двух лет – с осени 2000 по осень 2002 года, а потом также развалившееся в силу внутренних разногласий.

Главной заслугой Лито ОмГУ стало то, что на базе факультета теологии и мировых культур с 2001 г. оно начало выпускать литературно-художественный журнал «Пилигрим». Благодаря этому университетские любители поэзии смогли в более или менее полной мере ознакомиться со стихами Натальи Сорокиной, Павла Матвеева, Ирины Васильевой, Натальи Вереск, Александра Седова, Юлии Толочко, Анны Акелькиной, Егора Бакалова, Дарьи Романченко и многих других. Также был опубликован целый ряд хороших прозаических произведений. Помимо Марии Дмитриевой хотелось бы назвать имена Дмитрия Соколова (выпускник физфака 2002г.), Марии Скрягиной (выпускница ТиМК 1998 г., живет на данный момент в Белоруссии). Также «Пилигрим» старается знакомить университетских читателей с лауреатами премии имени Ф. М. Достоевского.

Что же будет дальше? Ответить на этот вопрос сложно. Однако уже сейчас ясно, что ОмГУ без своего лито жить не сможет. Приток молодых авторов – поэтов в минувшем и нынешнем году (Елена Чач, Наталья Исмагилова и др.) говорит веское «да!» моему предположению.

Дмитрий Соснов, руководитель лито «Четырёхлистник» ( 1998-1999), член общественной редколлегии газеты «Омский университет»

 


Журнал издается Литературным объединением ОмГУ с 2001 года.

Разработка и поддержка сайта: студия LiveTyping

система армирования кладки baut