Пилигрим - литературно-художественный журнал Содержаие номера

Впечатления от Пятого Омского фестиваля молодежной поэзии «Это мы.» 2002 г., 23 июня
Анна Акелькина

 

«Хорошо, — подумала я, закрываясь с головой одеялом и блаженно потягиваясь. — Все, никаких сессий, не надо никуда вставать, спи хоть весь день! Господи, как же это здорово СПАТЬ!»

Над головой, словно в дешевых американских комедиях, громко зазвенел телефон… «Здравствуй, — раздался зловещий голос родного председателя ЛИТО ОмГУ. — Узнала? А про завтра не забыла? Как, тебе же говорили? Да, Литературный фестиваль. Во сколько? В одиннадцать. Утра, конечно. Точно в одиннадцать. Да, обязательно. Не встанешь? А ты будильничек заведи…«

В пол-одиннадцатого я со спокойной совестью вышла из дому, лучше ведь опоздать, чем совсем не прийти. В салоне маршрутки было как-то неспокойно.

Встрепанный молодой человек (как потом выяснилось, из клуба авторской песни «Хорошо») беспокойно ерзал на своем месте. «Нервничает. Опаздывает. Точно на фестиваль», — злорадно подумала я. Маршрутка еще не успела остановиться у Маяковского, как фестивальщик уже рванул по направлению к Пушкинской библиотеке. Радуясь своей проницательности, прогулочным шагом (времени навалом — целых 7 минут) я последовала за ним.

Перед библиотекой уже собрался весь цвет омской поэзии. ЛИТО ОмГУ еще не было (наверное, меня туда все таки примут, есть у нас что-то общее). Немного постояв на крыльце и пообщавшись со знакомыми и малознакомыми, я вошла в библиотеку.

Организаторы решили не рисковать и начало фестиваля перенесли минут на пятнадцать. Народ рассаживался и оглядывался.

 

Оформители конференц-зала, люди весьма оригинальные, соединили в нем безупречный вкус и символику поэтического мероприятия.

Сцена и ведущая фестиваля были оформлены в желтом цвете, а по стенам висели плакаты «Винпрома». Ну что еще нужно человеку для полного счастья!

Начало впечатлило. Ведущая фестиваля Олеся Владимировна Полывянная представила спонсоров: «Винпром» и «Инмарко», от которого всем пообещали мороженое.

Чтобы сразу покончить с формальностями, приведу состав жюри: председатель — Вероника Шелленберг, две дамы из педагогического университета с кафедры зарубежной литературы, представитель от Союза писателей России — Виктор Гаврилов и Татьяна Ульянова из комитета по делам молодежи Администрации Омской области.

Вероника Шелленберг произнесла краткое вступительное слово с пожеланием удачи юным поэтам. Все похлопали. Затем на сцену вышел клуб бардовской песни «Хорошо» во главе с Юрием Кимом. Решив сильно не мудрить, они спели «Изгиб гитары желтой…«, тщетно пытаясь уговорить зрителей подпевать. Зрители не уговорились. На этом торжественная часть и закончилась. Участники беспокойно заерзали в креслах, лит. объединения тихо препирались между собой, кому выходить. Первыми решили выпустить «динозавров» омской поэзии, принадлежащих к различным литературным объединениям. Сначала вышли: литературное объединение ОмГУ, ЛИТО технического университета и ЛИТО Союза писателей России. Далее были представлены такие паранормальные явления, как Поэтическая студия Пушкинского зала библиотеки имени А.С. Пушкина, Литературный салон ЛИСА и Творческая студия «Вдохновение» школы № 115. Теперь впечатления.

ЛИТО ОмГУ не блистало, особенно в манере исполнения, стихи читали всего пятеро «героев» ( Ирина Горелова не считается, она вышла вне конкурса) : Юрий Трофимов, Анатолий Талапин, Людмила Копышко, Александр Тютерев и Николай Эйхвальд. Видимо, от волнения выразительность чтения хромала на все ноги, но неожиданно поразил Александр Тютерев, он можно сказать просто завел зал своим мрачноватым юмором. От технического университета вышли Дарья Двоенко, Марина Кузнецова и Анна Ведерникова. Больше всех почему-то запомнилась последняя — стихи про Мальвину и Буратино понравились, все хлопали и смеялись, жюри тоже понравились, но оно молчало. ЛИТО Союза писателей вообще не вызвало у меня каких-либо эмоций. Зато лучом света в темном царстве все дружно признали питомца Творческой студии «Вдохновение» школы № 115 Вадима Кимельмана, стихи неплохие и надежды подает.

Литературный салон ЛИСА стал главным вдохновляющим фактором для написания этого опуса. Видимо, разъяренная муза основательно врезала всем ЛИСАм по голове чем-то тяжелым. Особенно выделился Николай Феофанов: так про природу, конечно, еще никто не писал. Поражающие оригинальностью строки обязательно должны взять на заметку омские экологи, только музыку под гимн осталось написать! Приведу некоторые «перлы»: «Дятел— красавец уселся на сук» или: «Строй муравьев за привычной работой». А чтобы меня не обвинили в излишней критичности, попробуйте достать тексты и почитать это самостоятельно. Кстати лучшие произведения фестиваля опубликованы в газете «Складчина» № 3 за август 2002 г.; но вот Феофанова вы там точно не найдете!

Литературная студия Пушкинского зала, не отстала от ЛИСы, блеснув новаторством темы в лице Никиты Вомочки: «Танки, бомбы, гранаты и удар кирпича!». На этой трепетной ноте закончилась первая часть фестиваля, а всего их было три. Пятнадцатиминутный перерыв носил громкое название — «фуршет», всех кормили тортами, мороженым и поили газировкой. Поэты скромничали.

Вторая часть фестиваля была отведена молодым поэтам, не принадлежащим к каким-либо литературным обществам. Чтобы не заснуть, я старалась акцентировать внимание только на хорошем и смешном, чего было предостаточно. Хочется все-таки воззвать к людям: да, комплекс неполноценности — это плохо, но еще хуже его полное отсутствие! Некоторые произведения просто ездили по ушам своей откровенной банальностью и бездарностью. Самокритики не хватает, так идите в какое-нибудь ЛИТО. Просветление гарантировано.

От мусора второй части нужно отделить сразу Дарью Романченко, Алексея Втюрина, Дарью Решетникову. Вот этим людям очень хочется пожелать удачи и дальнейшего духовного роста. И хотя запоминать остальных было вредно для нервной системы, но некоторые были так удивительны, что проигнорировать их невозможно.

Ярким примером «поэтических ужасов» можно считать Татьяну Кирьяш, которая, кстати, удивительно хорошо (надо отдать ей должное) держалась на сцене, а от микрофона вообще отказалась. В моей душе она почему-то воскресила призрак коммунистического оратора — такой пафос и напор, что временами казалось, она спрыгнет со сцены и кого-нибудь убьет. Первое стихотворение было динамично-морализаторским, но это были еще цветочки. Затем она громко объявила название второго стихотворения «Мама», все замерли. Не сбавляя темпа, она произнесла первую строфу, дальше ничего не помню — видимо, началась филологическая кома: «Прекрасный символ женской плоти», потом от других я узнала еще две цитаты: «Крест-накрест мысли в голове» и воистину парадоксальный конец — «символ» (то есть мама) учит дочь «И лучше жизнь безгрешную вести».

Неожиданно снискала признание публики явно «тургеневская девушка», чье имя я не запомнила. Все прониклись трагическими строками:

«Что смогу я, то отрежу:
Вену вскрою, в морду врежу».

Всеми любимый Дмитрий Соснов в стихотворении приподнимает завесу таинственности над своей личной жизнью, что, конечно, весьма любопытно. По-видимому, любимые женщины у него делятся по разрядам — главная и остальные — второстепенные: «Словно волосы главной любимой».

Особенно порадовали юмористические выступления в конце фестиваля. Вне конкурса одна девушка здорово прочла стихотворение на свадьбу подруги, пародируя драматические завывания, и еще выдала потрясающую философскую фразу — «Я не поэт, я графоман». Достойным завершением фестиваля стал Евгений Комаровских (поэтическая студия «Миргород»), который потряс аж двумя своими произведениями, причем второе (про страшные сны) читалось лежа на сцене, внося приятное разнообразие в торжественную обстановку… Приведу строки первого стихотворения «Расчесался»:

«Расчесался. Ну как же я хорош.
Ну просто глаз не оторвешь
И рук и ног не оторвешь…«
— Есть еще на свете хорошие люди.

После перерыва ( в котором Юрий Ким пел старые добрые бардовские песни) началась третья и заключительная часть фестиваля — вручение наград победителям. Долго спорило жюри в коридоре и, наконец, выдало результаты.

Главной победительницей, номинация «Золотое перо», стала Дарья Романченко (первый курс журфака ОмГУ). И совершенно справедливо.

Далее прочие номинации:

«Я — молодой» — Вадим Кимельман, Творческая студия «Вдохновение», школа № 115.

«Как прекрасен этот мир» — Елена Чач. (И с чего вдруг? Специально для нее надо было создать номинацию «Убийца мух» или «Да здравствует скука»).

«Улыбка красит человека» — Галина Кулиш.

«Сын своего народа» — Олег Винжегин.

«Голос века» — Наталья Моторина.

«Мой мир» — Анна Ведерникова (Мир Мальвин и Буратин!).

«Пока бьется сердце» — Татьяна Чистоусова.

Специальные грамоты дали Николаю Эйхвальду за самобытность и Марии Дмитриевой за новаторство. Кроме того, всем лит. объединениям вручили грамоты, видимо, за то, что пришли.

Татьяна Чистоусова вызвала легкий террор со стороны Татьяны Георгиевны Четвериковой и Марины Безденежных — резво сбегая с галерки, они обвиняли жюри в некомпетентности, Чистоусову — в бездарности и кричали, что союз писателей сюда больше «ни ногой». Нога союза писателей — Виктор Гаврилов (сидевший в жюри и не помешавший награждению Чистоусовой) — долго оправдывался и его простили. Драма вышла за пределы конференц-зала и продолжалась по дороге к остановке. А через несколько дней прошел слух, что за Татьяну Чистоусову замолвила слово Е. Гагарина — главный библиотекарь пушкинского зала, это не обвинение, а информация к размышлению — были стихи о любви и получше.

Хочется сказать огромное спасибо клубу авторской песни «Хорошо» и Юрию Киму. За исключением некоторых моментов самыми светлыми воспоминаниями от фестиваля остались именно песни, остроумные и добрые, от которых на душе становилось легче.

Подводя итоги, замечу: сама идея фестиваля молодежной поэзии — прекрасна и благородна, но все же логичней было бы строже отбирать тексты (некоторые стихи не лезли даже в рамки «Записок из детского сада»). К тому же о фестивале, по-моему, было известно далеко не всем молодым поэтам, поэтому довольно трудно судить по представленным произведениям о всей молодежной поэзии Омска. Думается, что со временем всякие мелкие недочеты организации таких фестивалей исчезнут, и они приобретут законченный вид, по праву заняв не последнее место в литературном процессе нашего города.

... По дороге к остановке ЛИТО обсуждало поэтов и фестиваль. «Так, а статью кто будет писать?»— вспомнил кто-то из старых и мудрых. В наступившей тишине все почему-то посмотрели на меня…

 


Журнал издается Литературным объединением ОмГУ с 2001 года.

Разработка и поддержка сайта: студия LiveTyping

tir-shina.kiev.ua интернет магазин шины.