Пилигрим - литературно-художественный журнал Содержаие номера

ЗВУКИ «ПАТЕФОНА»
(в форме открытого письма Кинесу Кизиитову)
Корнелий Ползунов

 

Друг Кинес! Думаю, ты позволишь мне называть тебя так, несмотря на то, что мы с тобой не в очень тесных отношениях, но, по крайней мере, гуляли как-то в одной, хотя и разношерстной, компании, было дело. Редакция «Пилигрима» в лице И. Гореловой долго склоняла меня к тому, чтобы я написал рецензию на журнал «Патефон-сквер», и я действительно решился было этим заняться, но мне вдруг стало лень. Потому я пошел по простому и короткому пути: я решил сделать несколько замечаний по поводу третьего номера твоего журнала. Думаю, ты понимаешь, почему я обращаюсь именно к тебе и почему без смущения называю журнал твоим: ты не просто являешься его главным редактором, но как бы и душой самого издания; все знают, что без тебя журнала просто бы не было. (Именно потому я обращаюсь к редакции с просьбой в случае опубликования моих заметок, передать полагающийся мне авторский экземпляр К. Кизиитову; одновременно это условие позволит мне не нарушать своего инкогнито.)

Я выбрал объектом своих размышлений купленный в магазине «Логос» на Речном вокзале (прошу не расценивать употребленный мною оборот как рекламный трюк) третий номер «Патефона» по той причине, что он самый удачный из всех предыдущих номеров с полиграфической точки зрения, и потому, что предыдущие два относятся к уже давно минувшему 2001 году — мне скучно писать не на злобу дня.

Сразу хочется сказать: я не великий дока в журнальном деле, но мне кажется, что журнал у тебя, Кинес, получился… богатый; я имею в виду тематическое богатство, широкий обзор культурных мероприятий в нашем городе, в общем, все то обилие информации, которое ты вместил в один номер. Наверное, это правильно, что ты, сам человек разнообразных интересов, включаешь в номер столь многое — у твоего журнала будет много читателей. Литература, музыка, теория культуры, полемические статьи, хроника событий культурной жизни, интервью с интересными людьми (с С. Гудаловым, например — приятно прочитать о человеке, чьи стихи любишь) — и это на полусотне страниц умещается, как-то контактирует, иногда контрастирует, но в общем и целом — привлекает.

Нашлись, однако, некоторые вещи, которые меня смутили, собственно, о них я тебе и пишу, поскольку надеюсь, что посильные мои замечания позволят твоему журналу стать лучше. Позволь уж говорить без особой системы — трудно она мне дается, — словом, что на ум придет, пока я буду заново пролистывать твой журнал.

Во-первых, про обложку. Там у тебя значится «SELFиздат». Я знаю английский разве что по боевикам да дискотекам, но при обращении к словарю увидел, что слово self может иметь два значения: «себя» и «сам». Так все-таки, «себяиздат» или «самиздат»? Мы к этому еще вернемся.

Затем, на внутренней стороне обложки, в завершении неимоверно длинного списка благодарностей, эта корявая фраза, лишенная сказуемого, об использовании авторских прав. «Любое использование материалов, опубликованных в журнале, только с указанием на первоисточник!» Чем такая фраза лучше стандартной и затертой, но грамотной?

На той же стороне обложки меня несколько смутил состав твоей редакции. Как я уже упоминал, сначала идешь ты, главный редактор, под своим именем, как и полагается, а потом… набор текста — Кен Кизи. Довольно забавно представлять, как ты, обращаясь к наборщику, говоришь: «Кен, can you please…« — и дальше на чистейшем английском, которого я не знаю. А Кизи, отрываясь от мыслей о немом индейце, послушно набивает омский selfиздат. К слову, ты не замечал, как созвучны ваши имена — Кинес Кизиитов и Кен Кизи? Прямо мистика, что вы сошлись в одной редакции. Если добавить в вашу компанию еще и некоего члена редколлегии К. Культова, то находится вдоволь о чем поразмыслить.

Кинес, уважаемый мой, позволь пару слов о полиграфии. Насколько мне известно, ты обладаешь орлиным взором, — как, увы, не все смертные, и не я в том числе. Плотные мелкие буквы утомляли мой глаз. Я понимаю, когда выходит журнал, хочется вместить в него как можно больше, но настолько мелкий шрифт отпугнет любого очкарика. Эпиграфы из Цветаевой и Рильке набраны жирным курсивом, но при печати слились так, что ничего не разберешь. И еще рисунки. Местами мне попадались какие-то реликты — черточки и полоски — и я не мог понять, остатки ли это рисунков или типографский брак. Мне кажется, что цель рисунков — быть увиденными, равно как и цель текста — быть прочитанным, думаю, эти мелочи совсем не трудно исправить.

Теперь, позволь я кое-что скажу о содержании журнала, о самом главном. Разреши тоже без особой системы.

Для начала о статье «Теофак зажрался». Кинес, я не поборник прав этого нового факультета, вообще мало что о них знаю и к постройке церкви между корпусами отношусь весьма безразлично; меня задело другое — то, что статья не подписана. Понимаешь, мне, зануде, кажется, что при таком-то замахе, при таком вызове на скандал, статья просто не может быть анонимной, иначе это выглядит как элементарная трусость. Любой другой материал в твоем журнале мог идти без подписи, но не такой! Пойми еще и то, что статья без подписи, получается, должна восприниматься как редакционная. Хочешь ли ты такого поворота событий?

Далее, ты заявляешь, что номер будет посвящен сексуальной революции. Честно говоря, большая часть номера ей как раз не посвящена, взять ту же статью о зажравшемся теофаке или статью Евгения Груздова о картах Таро — не считаешь же ты это все связанным с сексом? Самой этой пресловутой революции посвящена твоя статья, где ты, прости великодушно, много чего напутал. Например, ты делишь историю человечества на древность, античность и современность, причем под античностью называешь имена из итальянского Возрождения. Конечно, невелика ошибка, но, как говорится, штрих примечательный. Неприятно было мне также читать, как ты назвал сразу ряд авторов по теории тантрического секса «старыми пердунами», неприятно не столько из-за ругательства (ты, как человек воспитанный, там же в тексте и извинился за него), сколько потому, что одно это выражение стало для тебя единственным и решающим аргументом в критике их взглядов. Понимаешь, Кинес, нам с тобой, людям весьма молодым, надо бы быть поосторожнее с подобными фразами — в наш адрес можно сказать жестче и справедливее. По крайней мере, у этих «старых» все позади, и они все это могут осмыслить, а у тебя, равно как и у меня, сексуального опыта наверняка меньше… хотя, ей богу, Кинес, не знаю, о твоей личной жизни не осведомлен, так что больше развивать тему не стану.

Вот теперь пришла пора мне сказать самое неприятное, так что не знаю даже, как мне заранее объяснить, что говорю я это от чистого сердца и ничуть не желая тебя обидеть. Брат Кинес, ты интереснейший человек, убедительный собеседник, одаренный критик, ты вообще важное звено того, что ты сам именуешь омской богемой, но иногда тебя слишком много, я имею в виду, в журнале. Поверь, твоя личность не останется незамеченной, если ты не напишешь одной-двух редакционных статей. Мне неудобно говорить об этом, но ты же знаешь, что это мое замечание относится не только к третьему номеру. На самом деле, ты такой не один: примеров, когда журнал держался на одном авторе более чем достаточно, и многие из таких журналов были популярны; существовали они, правда, недолго. Кажется, ты подобрал к изданиям такого рода удачное название — selfиздат.

По душе мне пришлись страницы, посвященные омской музыкальной тусовке, правда, по совсем необъективной причине: когда знаком с некоторыми людьми и давно не встречался, читать приятно, просто по-человечески интересно. Правда, позабавил «хит-парад» за 2001 год: боюсь, при интенсивности омской музыкальной жизни «КУ» еще долго будет занимать первую строчку.

Пожалуй, достаточно для открытого письма. Могу сказать тебе напоследок, что все мои замечания, особенно негативные, не так уж серьезны, а главное — то, что журнал выходит и то, что он молодой и дерзкий. Только, Кинес, мне кажется излишним шиком, когда ты пишешь о богемности «Патефона» — нужно ли это, не перейдет ли это со временем в излишний снобизм? Впрочем, решать тебе, а в том, что ты со всем вниманием и усердием будешь заботиться о дальнейшем выходе журнала «Патефон-сквер», у меня нет никаких сомнений.

 

От редакции.
Если К. Кизиитова заинтересовало предложение о вручении ему авторского экземпляра нашего журнала, ждем его в редакции или в деканате ф-та ТиМК.

 


Журнал издается Литературным объединением ОмГУ с 2001 года.

Разработка и поддержка сайта: студия LiveTyping

Необходимо перейти на сайт дилера по продаже автомобилей Porsche 911 Carrera S