Пилигрим - литературно-художественный журнал Содержаие номера

ОДИНОКИЙ ПУТНИК
Валерий Хомяков

 

Честно говоря, давно мечтал о том времени, когда в Омском университете, крупнейшем вузе города, появится свой литературно-художественный журнал. Ведь в 19-м веке не только университеты, даже некоторые гимназии имели свои журналы. Да, в наш коммерциализированный век подобное дело осуществить весьма непросто. Тем не менее, с выходом в свет второго номера «Пилигрима» можно уже смело сказать, что журнал состоялся. Может быть, не всем он пришелся по вкусу, но многих он заворожит молодым дерзновением, острой мыслью, желанием поспорить. Читая этот журнал, понимаешь, что без искусства жизнь наша станет серой. Хорошо, что не перевелись еще те, кто интересуется литературой и искусством, и не только интересуется, но и пишет сам. В «Положении» о журнале «Пилигрим» говорится, что журнал «ставит своей целью реализацию творческих усилий авторов ОмГУ, преимущественно студентов. Журнал не обладает никакой специфической направленностью ни в культурном, ни в общественно-политическом плане; материалы отбираются исключительно с точки зрения их литературных достоинств». Это хорошо, что основными авторами журнала являются студенты, аспиранты, молодые преподаватели. Похвально и то, что редколлегия журнала не делает ставку только на «своих», охотно предоставляя журнальные страницы иногородним авторам. Что же касается декларируемой самостоятельности, то отсутствие позиции — это тоже позиция. С этим трудно не согласиться. Определенную тревогу после знакомства с двумя номерами вызвало у меня утверждение редколлегии, что все материалы обладают несомненными литературными достоинствами. Но об этом чуть позже.

Структура журнала достаточно традиционна: разделы прозы, поэзии, критики и библиографии, и, как водится, юмор на закуску.

Первый номер «Пилигрима» представлен неплохим рассказом Андрея Романенко «Ностальгия». Что же касается других произведений в прозе, то здесь не все благополучно. Рамки статьи не дают возможности представить развернутые рецензии. Хочу заметить, что определенную тревогу вызывает некоторая «агрессивность» и «остраненность» стиля отдельных авторов. Читая, например, рассказы Дмитрия Соколова, Сергея Криха, невольно задаешь себе вопрос — а где же здесь стремление увидеть человека «изнутри», желание заглянуть в тот мир, который тщательно оберегается каждым, понять, что истина никогда не лежит на поверхности, а рождается в муках. Возможно, что здесь сыграло свою роль стремление данных авторов разрушить привычные стереотипы и сказать что-то свое.

Я думаю, что редакция могла бы быть более требовательной и к отбору стихов. Возникает ощущение, что наши поэты, несмотря на молодость, уже устали от жизни. Примеров здесь предостаточно. Лис Домино «кутается в бесцельность бытия, в пустые строки». У Павла Матвеева «потемки мировосприятия ослепнут при виде солнца» (?). У Татьяны Яковенко мы встречаемся с «полужизнью». Наталью Вереск одолела «серая тоска». Александр Седов печалится о том, что «наша злая молодость растоптана, раздавлена». Наталья Сорокина «остекленела, запуталась, поплакала и ушла», а потом просто «замерла и умерла». (Исключение я бы сделал для стихов Екатерины Малышевой, Натальи Лазаревой и Ирины Гореловой). Ребята, да улыбнитесь же вы людям. Нельзя все время смотреть на свои болячки, а тем более вещать о них всему миру. Настоящая поэзия всегда отличалась широтой мировосприятия, она углубляет наш жизненный опыт, наполняет его духовностью, обогащает новым взглядом на мир и человека, поражает нас яркими эмоциями, звуками, красками, запахами. Легко написать рифмованные строчки, труднее постигнуть тайны художественного мастерства, тот язык искусства, с помощью которого автор мог бы передать читателю свои самые сокровенные мысли и чувства.

Второй номер «Пилигрима» можно смело назвать «Пилигрим-фэнтези». Я не отношу себя к поклонникам этого жанра. Меня оставляют равнодушным все эти эльфы, друиды, варвары и маги. Но такова уж природа этого жанра, что сквозь магическое прошлое непременно мерцает настоящее. Главное здесь не только следование историческим реалиям, сколько выработка определенной идеи. С интересом читаются рассказы Г. и Р. Емлиных, Д. Соколова. Поэтический раздел тоже выдержан в фэнтезийном жанре и представлен рубрикой «Драконат». Думается, что это все же стилистические опыты, нежели настоящая поэзия. Но ведь и поэтическая школа тоже нужна стихотворцам.

Не хочется заканчивать статью на печальной ноте. Думается, что авторы «Пилигрима» делают доброе дело. А опыт и мастерство — дело наживное. С нетерпением будем ждать выхода третьего номера журнала. Как говорится, Бог троицу любит.

 

Валерий Хомяков, канд. филол. наук, член Союза писателей России

 


Журнал издается Литературным объединением ОмГУ с 2001 года.

Разработка и поддержка сайта: студия LiveTyping

Тут выгода! Этот частный оптимизатор сайтов продвинет любой ресурс в востребованные. Тут детальнее.