Пилигрим - литературно-художественный журнал Содержаие номера

КРИТИКА В КУБЕ (КРИТИКА НА «КРИТИКУ НА КРИТИКУ»)
Ирина Горелова

 

Сначала, скажу вам по чести, мы обрадовались, что заслуженный работник культуры готов написать нам статью по поводу нашего скромного, неамбициозного журнальчика.

Сначала.

А потом мы ее почитали. Вы тоже могли или можете получить такое удовольствие.

Самая главная проблема этой статьи, по моим ощущениям, то, что человек, работающий в сфере культуры библиотекарем, похоже, постепенно начинает воспринимать литературную жизнь как потенциальный музейный экспонат и сразу же классифицировать и мумифицировать ее, дабы она не испортилась.

Жизни в такой мумии остается еще меньше чем в нашем «заорганизованном журнале». Это, во-первых. А, во-вторых, в живой культуре пока нет критериев оценки, что хорошо и что плохо. Нет сформировавшегося объективно-суммарного мнения, а есть отдельные взгляды, иногда резкие и категоричные, наглые и требовательные, иногда чересчур слащавые и высокопарные (пример такого мнения можете посмотреть в статье ЛиСы). И те, и другие имеют право быть высказанными. И ни о какой «научной литературной критике» (Е. Г.) речи просто быть не может. Ее вообще в природе не существует. Литературная критика всегда субъективна, как субъективно любое творчество.

И не причем тут пьедесталы, признания, самомнение и т. д. «Уникальное литературное явление» (Е. Г.), каковым является фестиваль, штука интересная и стоящая потраченных на нее сил, но не надо его идеализировать, ничем хорошим это никогда не заканчивается.

И вообще ничего не стоит идеализировать. Проблемы чаек мы уже затрагивали.

Насчет упоминаемой сухопутности Омска: я пыталась говорить Евгении Николаевне, что как водная дорога наш Омск в последнее время значительно деградировал, обмелел, замусорился, подрастерял свой флот. Но кто же будет смотреть в окно, если во многих источниках зафиксировано — «Город Омск — крупный речной порт, стоящий на слиянии двух рек: могучего Иртыша и Оми («И протяжно гудят пароходы, застилая дымами плоты...» — Т. Белозеров)» (Е. Г.). Еще излишне трепетное, музейное, отношение к написанному кем-то слову аукается тем, что нас призывают — «хотя бы по поэзии можно изучать фауну города, в котором живешь».

Хочется прокомментировать косвенное обвинение в жестокости и жесткости обращения ЛИТО ОмГУ с потенциальными гениями. Есть такая штука — естественный отбор. В «громадном пласте чистой, изящной литературы (в основном поэзии) молодых авторов», представленном четырьмя-пятью сотнями рукописей, будет всего несколько самородков. Если трястись над каждой горстью пустой породы, то сил и желания хватит ненадолго. Мы стараемся не обижать людей, искренне самовыражающихся в плохих стихах, но иногда они начинают доставать своим количеством и упорством.

Любить всех и размещать мозаикой отдельные стихи и строчки, «процитировать каждого участника сборника», как это сделали составитель сборника «Это — мы» Евдокимова и Е.Н, Гагарина в своей статье, на самом деле означает не дать слова никому. Почитайте и убедитесь, какое представление об авторе вы можете получить по 2-4 строчкам.

А насчет того, насколько профессионально был составлен сборник... «Скромный, но оформленный по всем требованиям книгоиздательства» сборник по литературным критериям, действительно, составлен достаточно небрежно. Трудно понять принцип, по которому соединились материалы трех лет. Не всегда представлены лучшие стихи. «Если участник фестиваля не вошел в сборник «Это мы», значит — не представил материалы или не захотел стать участником коллективного сборника» (Е. Г.). Ну, не скажите! Кое-кого просто откровенно потеряли. Мне не очень понравилось упоминание моего имени в статье Сергея, но это факт — мои тексты, которые я аккуратно предоставляла два года подряд, были где-то потеряны. Думаю, не только мои.

Неразбериха совсем не обязательное условие для творчества. И в принципе, в рецензии «Мы ли это?» критикуется именно неразбериха, творчество стиля «тяп-ляп», а не сам факт проведения фестиваля. И не стоило это воспринимать однозначно, демонстрируя свое одномерное зрение, способное всё увидеть только в одной плоскости, налагая и отождествляя вещи, находящиеся на совершенно разных уровнях.

 


Журнал издается Литературным объединением ОмГУ с 2001 года.

Разработка и поддержка сайта: студия LiveTyping