Пилигрим - литературно-художественный журнал Содержаие номера

КРИТИКА НА КРИТИКУ, ИЛИ «И ЭТО — МЫ»
Е. Н. Гагарина

 

Текущий год богат появлением новых молодежных журналов в Омске. Это «Семь сторон света» Вячеслава Сурикова, «Патефон сквер» Кинеса Кизиитова и, наконец, «Пилигрим» ЛИТО ОмГУ — совершенно разные по форме.

Не очень нравится некая заорганизованность проекта (как назвала журнал главный редактор Ирина Горелова), а также разбор «по косточкам» деятельности ЛИТО ОмГУ до 2001 года; слава Богу, Владимир Ена отдал дань тому, кто был у истоков объединения: «Это интервью — эпопея затеяно, на мой взгляд, затем, чтобы выявить, является ли ЛИТО ОмГУ продолжением «Четырехлистника». Безусловно, да, т.к. идея «Сборника» поэтов университета принадлежит Д. Соснову, и ведь после смерти «Четырехлитника» в декабре 1999 г. весной 2000 г. существовал мастер-класс Д.Соснова, именно это и не дало потеряться костяку поэтов, которые 20 октября прошлого года возродили— создали ЛИТО ОмГУ.

Но в это же время наличие текстов «Устава ЛИТО ОмГУ» и «Положения о журнале «Пилигрим» как бы ставят точку над сомнениями главного редактора, помещенными на 3-4 страницах журнала, и говорят: «Мы надолго и всерьез».

В разделе «Критика, рецензии, библиография» (крайне необходимом, т.к. поток изданий коллективных и авторских сборников еще не нашел своего серьезного исследователя) вызвала возмущение и жалость к автору статья «Мы ли это?», уважаемому, но слишком быстро поставленному «на пьедестал» Сергею Криху.

И поэзия —то Сергея признана Омским Союзом писателей России, и проза «пошла»… Решил Сергей Крих, что и в критике он «истина в последней инстанции» и очернил уникальное литературное явление в Омске — литературный фестиваль «Это мы», а заодно и сам Омск, оскорбил организаторов фестиваля и издателей сборника «Это мы». Такое необходимо процитировать: «На обложке сборника «Это мы» буква Э образована из прихотливо изогнувшейся (надо полагать, морской) волны и распростершей крыла чайки. Не касаясь того, что для нашего сухопутного (?! — Е.Г.) в общем-то Омска чайка — птица, встречающаяся разве на помойке (?! — Е.Г.), перейдем сразу же к одной важной оговорке. Дело в том, что подобные сборники никто толком не умеет составлять и все затрудняются рецензировать». (Знаки препинания оставлены нами и не добавлены, т.к. это цитата).

Как горько, что с любовью принятый Омском казахстанский житель отплатил Омску столь явной нелюбовью: Омск никогда не был сухопутным (а по предсказанию Иоанна Кронштадского, стоять будет до той поры, пока курица не перейдет Иртыш). Город Омск — крупный речной порт, стоящий на слиянии двух рек: могучего Иртыша и Оми («И протяжно гудят пароходы, застилая дымами плоты…« — Т.Белозеров). Даме: «…чайка…на помойке» под музыку (?! — Е.Г.). Чайка — не воробей, не ворона, не грач, наконец, которых сейчас встречаем во дворах, скверах и парках города. А чайке хватает речных просторов. Как красиво писал о ней Тимофей Белозеров (хотя бы по поэзии можно изучать фауну города, в котором живешь):

 

Счастливая птица

Недописанной бросив страницу,/Я взглянул за окошко с тоской/И увидел счастливую птицу/Над веселой весенней рекой./Как легко она в небе играла,/Как скользила с крыла на крыло,/Как стремительно/В воду/Ныряла/Разбивая речное стекло!/Ах, счастливая белая птица./И теплынь, и простор, и весна!../…Голубком вылетает страница/Из открытого/Настежь/Окна!

Каких только слов, совершенно не согласующихся с научной литературной критикой (как сказал сам автор «рецензией»), мы здесь «начитаемся»: «после драки кулаками махать глупо», «откровенно злачном месте», «бездарный чтец с плохой дикцией что-то по бумажке бубнил себе под нос…«, «решили пойти в гору» (?!-Е.Г.), «акустика была небывало дрянной!», «зато во всем остальном организаторы оторвались как могли», « выбежала орава дам в белых и абсолютно одинаковых одеяниях, безвкусно ломаясь под музыку» (?!-Е.Г.), «это было бы невероятно смешно — скрестить СТЭМ и стихи — когда бы не было так глупо», «бестолковость при составлении сборника» (?!-Е.Г.).

Далее критик все же немного коснулся основной темы статьи — рецензии на новый поэтический сборник, приведя три небольших отрывка с показом отрицательной точки зрения автора на цитируемые строки; в итоге, чем возможно, и необходимо было ограничить рецензию, сказано: «Их произведения, зрелые, серьезные, по сути обосновывают появление сборника — иной возможности познакомиться с ними у читателей сейчас нет.

Так что, подбивая (?!-Е.Г.) итоги, следует сказать, что сборники такие выпускать надо и что делать это нужно ответственно». Последние слова очень необходимы для оценки публикаций самого автора.

Раскроем свой взгляд на «Сборник молодых авторов по итогам III Литературного фестиваля «Это мы». Скромный, но оформленный по всем требованиям книгоиздательства сборник. Его приятно взять в руки. Хорошая находка художника — этот всплеск голубо-пенной волны и чайка, и черно-белое «Мы», как две стороны жизни,ибо они, эти две сторны — это черное и белое, добро и зло, любовь и ненависть, свет и тень — в творениях 73-х молодых авторов, помещенных на 76 страницах сборника.

Средства на издание выделили только на третий год, поэтому в сборник вошли произведения участников и двух предыдущих фестивалей.

Литературный семинар Союза писателей России не дает полного представления о масштабе литературного творчества молодежи (этому много причин, в данной статье мы не развиваем отмеченную тему).

Тем более возрастает значимость Литературного фестиваля «Это мы», инициатором и организатором которого вот уже 4 года является социально-досуговый центр студентов и молодежи г. Омска ЦАО.

Не было бы нужды в помещении в статью 3-х предыдущих абзацев, но публикация статьи Сергея Криха «Мы ли это» требует данных пояснений (это касается также отступлений, которые встретятся ниже).

Цель сборника, поставленная во вступительной статье, а именно: «…вы имеете возможность познакомиться с шестью литературными объединениями, принимавшими участие в фестивале», — по нашему мнению, достигнута. Для нас, к примеру, были открытием «Двенадцать граней» и «Миргород». То есть для первого сборника определение разделов по литературным объединениям вполне оправданно, да ведь и на фестивале представление авторов идет по объединениям. Обвинять ответственного за выпуск О.В. Евдокимову в профессиональной некомпетентности просто неэтично, особенно столь высоко поставленному «на пьедестал» молодому автору, т.к. ему известно, что по положению (отметим также склонность С.Криха к «Уставам» и «Положениям»), так вот, по «Положению о Литературном фестивале «Это мы», авторы представляют 5 своих произведений, два из которых озвучивают на фестивале; а по деятельности в ЛИТО ОмГУ ему известно, что ЛИТО очень строго ведет отбор заявлений на фестиваль и рекомендует каждое представленное литературное произведение.

Другое дело, состав авторов «вне групп», там, может быть, автор окажется и несколько слабее, если не прошел жестокую школу (я не оговорилась, написав «жестокую», а не «жесткую») отдельных ЛИТО, тем более, если автор — школьник (это к строкам в статье С.Криха об Октябрине, тем более, что за два года она далеко шагнула вперед, вошла в сборник «Формула радуги», ощутив на себе благотворное влияние отдельных поэтов объединения «Клуб «Другая земля», в частности Вероники Шелленберг и Евгения Серебреникова.

Если участник фестиваля не вошел в сборник «Это мы», значит — не представил материалы или не захотел стать участником коллективного сборника.

У каждого из 73-х участников есть удивительные строки, как говорит наш любимый омский писатель Михаил Петрович Малиновский (взрастивший, давший дорогу в литературу не одному поколению литераторов, в 1994 году отметив, что поступило 400(!) рукописей на объявленный Союзом российских писателей семинар), это уникальное явление творчества жителей Омской области «имеет место быть».

Прочтем эти строки, а чтобы они не остались последними или затерявшимися «в столах», и существует фестиваль и его одноименный сборник «Это мы». Даже эти короткие строки «множества» авторов дают представление о громадном пласте чистой, изящной литературы (в основном поэзии) молодых авторов. Не случайно посетившие Омск мэтры А.Алехин (редактор журнала поэзии «Арион»), Т.Бек и Е.Рейн отметили особенность поэтического богатства нашего региона и в будущем году, отступая от традиций журнала, дадут целую подборку по омской поэзии.

И в небо простираю руки —/Мы перед Богом все равны (Вика Константинова.).

Пусть навеки самое святое/Неизменно остается в нас (Ирина Штучная).

Иртыш желтел полоской Нила.

 

***

Там с птицами и со стихами/И я когда-то равным был! (Дмитрий Румянцев).

Дождями серебряных слов я спасаю кого-нибудь/От жажды среди золотого молчанья пустыни (Катя Сычева).

О, если бы записать все незаписанные стихи,/Они — только тайна…/Кричащая тайна,/Нашедшая нас! (Светлана Авласович).

Я ласково могу стелить слова.

 

***

Боже…/Сколько тебя сразу
(Вероника Шелленберг).

Немым становлюсь, когда рядом поющие (Кристина Зельская).

Вы отвратили чашу бытия,/Не пожелавши пить ее отравы (Виктор Миранчук).

Для музыканта смерть не мука,/А запись в нотную тетрадь (Вячеслав Суриков).

Славо Богу, что сплетни и толки/ Не поднимутся до небес (Дмитрий Соснов).

Чтоб быть гордым, получая копейки за труд,/Нужно знать, что и спичкой разгоняются тени (Сергей Крих).

(Замечание Е.Г.: Куда уж длиннее и прозаичнее строка, а вот мы не требуем от автора ее сопровождения нотной записью…это вновь реплика к тексту статьи С.Криха «Мы ли это?»).

К сожалению, заданный объем статьи не позволяет процитировать каждого участника сборника. Но все же еще несколько авторов:

Прошу, любви отдайте власть/Решать, какую взять оправу (Дмитрий Рудаков).

Но будущее будущего/Было/Неразличимо (Егор Бакалов).

Когда нечего больше терять,/Не теряй себя (Октябрина (Наталья Семенова)).

Холст прекрасней прежнего заново творить (Татьяна Бердова).

Я отдала свою улыбку нищим (Галина Куляш).

Но время придет,/И имя твое/Станет просто/Заданием для кроссворда (Герман Руди).

Надеюсь, эти строки не утомили, а заставили задуматься. Да ведь это был и первый опыт. Материалы участников фестиваля, который состоялся 25 июня в Пушкинском зале Омской государственной областной научной библиотеки имени А.С.Пушкина, на три шага приблизились к поэтическому совершенству. К тому же фестиваль — это все-таки праздник, смотр, зачастую первый выход с биением сердца в груди.

Пожелаем его организаторам, учитывая опыт прошлых лет, в 2002 году заранее начать подготовку, получить все рукописи участников до фестиваля, а не во время и не после такового, с каждым участником оговорить программу выступления, а не надеяться на ответственность руководителей объединений (они ведь могут и «дорогу перекрыть» некоторым талантливым, из ряда вон выходящим), определить порядок работы с прозаиками (прозаики молодые очень ярко о себе заявляют, а многие скрыты, не печатаются, боятся (и не случайно) участия в семинарах. Не выходят на общественные чтения; необходимо это поднимать).

Дай Бог, чтобы соперничество молодых авторов проходило и далее в радужных фестивальных выступлениях, а литературные дуэли были подобны тем, какие открыл на страницах журнала «Патефон сквер» Кинес Кизиитов. Времени на это достаточно. Впереди целый год новой эпохи.

Июнь 2001 г.

Е.Гагарина является заслуженным работником культуры России, главным библиотекарем Пушкинского зала ОГОНБ им. А.С.Пушкина.

 


Журнал издается Литературным объединением ОмГУ с 2001 года.

Разработка и поддержка сайта: студия LiveTyping