Пилигрим - литературно-художественный журнал Содержаие номера

ДОЧЬ ДОЖДЯ
Анна Ведерникова

(Дочь дождя. Омск, Управление культуры администрации г. Омска, 2000. Тираж 300 экз.)

В 2000 году вышла книжка Юлии Пророковой «Дочь дождя». Она необычна в основном тем, что автору – всего (или уже) пятнадцать лет. В книге есть и более ранние стихи.

В целом, получилось по-юношески угловато, но и искренно. Существуют почти противоположные мнения, как о книге, так и об авторе, и мне бы меньше всего хотелось невольно примкнуть к этим крайним точкам зрения.

В книге три части – «Большая перемена» со стихами об одноклассниках, о школьной жизни, о маме; «Желтоглазое лето», где живут летние стихотворения, и «Межсезонье» – о любви, о себе в мире взрослых…

Было интересно читать «Большую перемену» потому, что еще свежи собственные воспоминания о школе, и темы стихотворений во многом близки, понятны и даже актуальны. Таких стихов не найдешь во «взрослых» сборниках, мастера ямба и анапеста напрочь забывают себя в этом возрасте. Даже если и пишутся «подростковые» стихи, чаще всего выглядят неуклюже, как старуха с бантиками. С другой стороны, поэты в четырнадцать лет еще не «набили руку» в стихотворчестве, и чистые, интересные стихи строятся на режущих глаз рифмах (чаще всего – глагольных), хромают и спотыкаются на ударных-безударных слогах. Это – вечная дилемма. Или – техника, или – искренность. Например, стихотворение о любви – и о кукле (!):

Куклу старую учу любить…
Это просто, Маша, правда-правда!
Надо лишь красивой, Маша, быть,
И, наверно, доброй – тоже надо…

Первая часть занимает ровно треть книги. Мне это представляется необоснованным: по содержанию она значительно отстает от остальных двух третей. Хотелось бы почитать больше новых стихотворений.

В «Желтоглазом лете» со страниц на читателя смотрит если не другой человек, то – более интересный и взрослый. И стихи – яркие, сочные, как само лето, и рифмы куда спелее и точней.

Во влажной свежести тумана
лежало голубое утро.
Оно слегка еще дремало,
мерцало светом перламутра…

И совершено выбивается из солнечных, летучих строчек не по годам серьезное начало стихотворения «Охота»:

Расстреляли рассвет поутру.
Беспощадно.
Безжалостно.
Страшно.
И колышется он на ветру…
Окровавленный…
Но – прекрасный!

В «Межсезонье» нет уже детской беззаботности. Стихи скорее печальные, в них – неудачная любовь, конфликт с миром. Даже названия стихов – «Суд», «Изгнанница», «Молитва», «…Истерзанную душу примет ночь…« Порой проблемы кажутся надуманными, но есть и пронзительные, искренние строки:

...Что же вы меня так и не спросите:
как согреть мои руки детские?..

Юлия – поэт начинающий, со всеми плюсами и минусами этого понятия. Многому предстоит научиться, и, слава Богу, чувствуется ее желание и способность это делать. Но главное – то, что уже есть искренние и яркие стихи, которые интересно читать.

 


Журнал издается Литературным объединением ОмГУ с 2001 года.

Разработка и поддержка сайта: студия LiveTyping

раскладушка в новосибирске купить