Пилигрим - литературно-художественный журнал Содержаие номера

МЫ ЛИ ЭТО?
Сергей Крих

(Это мы. Сборник молодых авторов по итогам III литературного фестиваля. Омск, 2000. Издательство «Лео». 100 экз.)

На обложке сборника «Это мы» буква Э образована из прихотливо изогнувшейся (надо полагать, морской) волны и распростершей крыла чайки. Не касаясь того, что для нашего сухопутного в общем-то Омска чайка – птица, встречающаяся разве на помойке, перейдем сразу же к одной важной оговорке. Дело в том, что подобные сборники никто толком не умеет составлять и все затрудняются рецензировать. Проблема объективная: большое количество и разноплановость авторов. Не стоит надеяться и на особенную удачу предлагаемой рецензии, тем более, что на семидесяти страницах ответственная за выпуск (не редактор, заметьте!) О.В. Евдокимова разместила семьдесят три автора, в основном поэтов. (Небольшое отступление: в сборнике всего два прозаика – Роман Дух с надуманным и ханжеским «Истина не прощает» и Антон Колосов с безыскусным рассказом «Бомба»; приходится сделать вывод, что все-таки прозаические и поэтические мероприятия лучше разделять.)

После драки кулаками махать глупо, но иногда полезно, поэтому для начала попробуем оглянуться на все три бывших фестиваля, тем более, что на самом деле сборник составлен из стихотворений, представленных за все время их проведения. Безусловно, самым удачным был фестиваль 1999 года, хотя некоторые выступавшие и высказывали недовольство его проведением в КДЦ «Академия» как откровенно злачном месте. В определенном смысле неприятность тут, конечно, была, зато было и главное достоинство – в «Академии» колонки были развешаны повсюду, и даже когда бездарный чтец с плохой дикцией что-то по бумажонке бубнил себе под нос, все слышали.

В 2000 году организаторы фестиваля решили, вероятно, пойти в гору, и проводили оный в музее Врубеля, в просторной зале и с хорошими стульями. Но ведь, господа, акустика была небывало дрянной! Попробуйте устроить выставку картин в темном подвале, попробуйте провести поэтический фестиваль, когда публика слышит только отдельные слова! Зато во всем остальном организаторы оторвались как могли. Если в 1999 г. в перерыве между чтением стихов вышли три девушки с великолепными фигурами и показали летнюю моду, то в 2000 г., простите, выбежала орава дам в белых и абсолютно одинаковых одеяниях, безвкусно ломаясь под музыку. Если в том же 1999 г. было исполнено несколько песен, то теперь поэтический фестиваль превратился в концерт с перерывами на чтение никому не слышных стихов.

Наконец, этот растянутый и надоевший фестиваль конца века завершался сценкой (минут на пятнадцать) из СТЭМа, над которой больше всех (и почти единственно) смеялись ребята из «ЛиСы» — организаторы, то есть. Это было бы, вероятно, смешно – скрестить СТЭМ и стихи – когда бы не было так глупо.

Собственно, все вышесказанное не имело бы особенной ценности, если бы такая же бестолковость не прослеживалась и при составлении сборника. Повторимся: бестолковость эта до известных пределов объективная; но тем важнее ее не усугублять. Некоторые авторы были не опубликованы вовсе – например, Ирина Горелова, особо отмеченная жюри на III фестивале. А некоторые – были без особых на то оснований. Вот девушка пишет о любви:

К другим она уходит людям,
Чтобы себя для них открыть,
Ведь это чувство удается
Раз в жизни только пережить.
(Мария Быкова)

Или, как пример лености:
Еще соседи растрещались, как сороки.
А впрочем, жизнь прекрасна, хватит ныть.
Ведь я пишу зачем-то эти строки,
Хотя давно пора кастрюлю мыть.
(Октябрина)

А ведь правильно та же Октябрина сказала выше:

а я же, как всегда,
Пишу то, что назвать стихами глупо.

Писать ладно, право каждого, где был редактор? Не было редактора, был ответственный за выпуск!.. Отдельную группу составляют стихи, написанные для исполнения под гитару. Они обычно легко отличаемы из-за бардовской образности и стремления к длиннотам, тесно связанным с неумением сказать поэтично. Такие тексты давно советуют публиковать вместе с нотами. И лучше всего – в каких-нибудь других изданиях.

Подборку, осуществленную по литературным объединениям, не приходится считать ни особо удачной, ни провальной: те, кого знают и так, все так же хороши, новых имен в смысле удачных дебютов нет. Интерес представляет раздел «Вне групп». Хотелось бы сказать особо о Германе Руди, Наталье Кожевниковой, Сергее Вастьянове, Светлане Горкун. Их произведения, зрелые, серьезные, по сути обосновывают появление сборника – иной возможности познакомиться с ними у читателей сейчас нет. Так что, подбивая итоги, следует сказать, что сборники такие выпускать надо, и что делать это нужно ответственно.

 


Журнал издается Литературным объединением ОмГУ с 2001 года.

Разработка и поддержка сайта: студия LiveTyping