Пилигрим - литературно-художественный журнал Содержаие номера

ВКУС ВОДЫ
Ирина Горелова

(Вкус воды. Омск, Омская областная типография, 2000 г. Тираж 200 экз.)

Летом того же 2000 года вышла в свет книга «Вкус воды» под псевдонимом Лис Домино. Пожалуй, это один из тех редких случаев, когда чутье автора смогло в какой-то мере компенсировать отсутствие редактора. Вообще, главная проблема таких изданий то, что автор-составитель делает книгу для себя. Почти так получилось и здесь.

Один из ключевых образов – одиночество, оно же – пустота в отсутствии любви, встречается примерно в половине стихотворений (17 из 38). В семи произведениях – «один», «одинок», не считая синонимичных «сиротливый», «никому», «никто». «Пустота», «пустой» – в шести, плюс «чистый лист» в двух и «сухой сосуд» еще в двух.

Именно поэтому, интересны стихотворения, объединенные общим названием и образами («Постель не повод для знакомства», «Белое»). При таком подходе ситуация повтора воспринимается как сквозной образ. Благодаря этому начинаешь воспринимать всю книгу как единое стихотворение об одиночестве человека.

Иногда оно – вынужденное, потому что любовь уходит («Каменные чащи», «Незаданный вопрос в ночь с субботы на воскресенье»), иногда добровольное («Поезд в Страну Дураков»), иногда ему предшествует период счастливой любви («Пять лет»). Одиночество, надоевшее настолько, что им начинают любоваться, отсюда — некоторое эстетство, ярче всего проявляющееся то ли в названиях стихов, то ли в цитатах, сложно подобрать адекватное определение тем мыслям сверху стихотворения, порой вызывающим вопросы даже после прочтения оного.

Можно было бы цитировать и цитировать, но образы настолько выстроены на контексте стихотворения, что при индивидуальном употреблении просто лишаются большей части своего смысла. Это все равно, что вода, вырванная из ситуации жажды. Слово – то же. Чувства другие. Хотя:

Я помню, что сначала было слово
и от него пошли уже все сроки.
(«В поисках нужного слова»)
И тихонько прощается жизнь
Мимолетной улыбкою друга.
(«Мне сказали: Его увезли»)

При всей внутренней красоте и силе автора, нельзя не отметить иллюстрации, сделанные Вероникой Шелленберг – известной омской поэтессой. Они тоже – в контексте книги. Немного отчужденные, символичные, с массой пространства вокруг и в них.

Ну, вот все, что можно было сказать в таком небольшом объеме. Знаю, что можно было злее. Материал это вполне позволяет. Но обвинения относились бы к позиции автора, а не к тому, как она выражена.

Вкус воды… Кто хотел – тот напился.

 


Журнал издается Литературным объединением ОмГУ с 2001 года.

Разработка и поддержка сайта: студия LiveTyping